Компания
Яркие идеи для вашего успеха
Предлагаем Вам поразмышлять вместе с нами над некоторыми вопросами, понимание которых поможет Вам не совершать известных ошибок и быстрее добиваться процветания Вашего бизнеса.
У организации возникли потребности в сопровождении программы 1С. Нужно ли принимать в штат программиста 1С?Нет, это не самое лучшее решение проблемы. А существует ли оптимальное решение этой проблемы? Да, есть – это передача функции сопровождения и разработки 1С внешней организации.
Ваша организация на рынке труда ищет квалифицированного программиста 1С, чья заработная плата по статистике составляет порядка 30 тыс. руб. Тогда годовой бюджет содержания штатного программиста выглядит следующим образом.
Статья расхода | Сумма |
Заработная плата (30 тыс. руб. * 12 месяцев) | 360 тыс. руб. |
Налоги с ФОТ | ~ 125 тыс. руб. |
Накладные расходы (организация и содержание рабочего места, связь, расходные и комплектующие и т.п.) ~ 10-15% от суммы ФОТ | ~ 50 тыс. руб. |
ИТОГО | ~ 535 тыс. руб. |
Средняя стоимость автоматизации по России одного рабочего места 1С:Управление производственным предприятием 8 – флагманского и самого сложного решения 1С, составляет примерно 40 тыс. руб. Таким образом планируемый фонд заработной платы программиста 1С эквивалентен полноценному внедрению самой сложной программы 1С на 13 рабочих мест!
Сравнительный анализ эффективности штатного программиста и обслуживающей фирмы показывает следующее.
Показатель | Программист 1С | Обслуживающая фирма |
Качество работ | Среднее, определяется областями знаний программиста | Высокое, привлекаются специалисты соответствующей квалификации |
Результат | Зависит от способностей программиста, претензии предъявить трудно | Гарантированный, возможно предъявление претензий |
Сроки | Определяются физическими возможностями программиста | Более сжатые за счет возможного распараллеливания работ |
Оплата | Регулярная, ежемесячная, сумма постоянная не зависит от результата работ | Гибкая, суммы планируемые, в соответствие с графиком платежей |
Стоимость | Фиксированная, не зависит от результатов и качества работы | Договорная, только за сделанную работу с заданным качеством |
Доступность | Высокая, программист находится на предприятии | Высокая за счет Интернет – технологий и современных средств коммуникаций |
Преимущества передачи функции внешней организации очевидны. Вы платите только за результат, а не за простое присутствие на рабочем месте! В конце концов, Вы же не заводите в организации парикмахера, зубного врача и т.п., а идете в парикмахерскую или поликлинику.
Нужна ли вообще автоматизация учета на предприятии?
Да, без сомнения. Давайте немного вместе поразмышляем.
Без экономической службы сегодня не обходится ни одно предприятие. В нее может входить как единственный главный бухгалтер на небольшом предприятии, так и целые отделы (бухгалтерия, финансово-экономический отдел) в крупных организациях.
С точки зрения менеджмента какие функции должна взять на себя экономическая служба? Остановимся только на самых основных, это:
- ведение бухгалтерского, налогового учета и сдача отчетности в соответствии с действующим законодательством;
- экономическое планирование и план-фактный анализ;
- управление финансовыми потоками;
- предоставление информации директору для обоснования принятия управленческих решений и т.п.
Что предприятие платит за это? Что является финансовым источником реализации этих функций? Не считая разовые вложения в оборудование рабочих мест (мебель, оборудование, компьютеры, сети, офисную технику и т.п.) перечислим только основные моменты:
- регулярные вложения в поддержание рабочих мест (арендная плата, плата за связь, коммунальные услуги и т.п.);
- заработная плата сотрудников экономической службы, включая налоги на фонд оплаты труда.
На основании перечисленных основных компонентов затрат на содержание экономической службы давайте оценим ее стоимость для предприятия. Хотя приведенный пример является гипотетическим (как бы «средняя температура» по больнице), однако он ярко иллюстрирует суть проблемы. Все цифры затрат условные, но их величина приближена к нижней границе оценки, т.е. в жизни картинка хуже.
Итак, рассматривается небольшое предприятие с бухгалтерией, содержащей в своем штате пять бухгалтеров. Больше подразделений и специалистов экономической службы на предприятии нет. Разовыми вложениями в мебель, оборудование, компьютеры, сеть, офисную технику и т.п. пренебрегаем (их величина значительно меньше затрат на содержание экономической службы, как будет видно ниже). Считаем, что ежемесячно содержание рабочих мест обходится директору примерно в 10 000 рублей. Заработная плата одного бухгалтера составляет в среднем 10 000 рублей, т.е. ежемесячный фонд заработной платы бухгалтерии равняется 50 000 рублей, а с учетом налогов (в зависимости от режима налогообложения, формы оплаты и т.п.) пусть он увеличивается на 10% и составляет 55 000 рублей. Таким образом, ежемесячные суммарные затраты предприятия на содержание бухгалтерии составляют 65 000 рублей, а ежегодные 780 000 рублей.
Полученную сумму 780 000 рублей предприятие ежегодно вкладывает для обеспечения ведения бухгалтерского, налогового учета, своевременной сдачи квартальной и годовой отчетности. Для учета затрат на финансово-экономическое планирование и управление денежными средствами (в данном примере не учитывается) необходимо расширять штат и общая сумма затрат будет расти пропорционально увеличению штатной численности.
Если предприятие все устраивает, т.е. бухгалтерия блестяще справляется со своими задачами, то, наверное, в такой организации и вопрос автоматизации учета не стоит на повестке дня. Какая разница, кто и как ведет учет. Но если ситуация иная, руководство предприятия или вообще не получает необходимой информации из учетных данных, или получает данные, в которые, мягко говоря, не совсем верит, то стоит вопрос о реорганизации экономической службы (в данном примере бухгалтерии). Затрачиваемые деньги в сумме 780 000 рублей в год на функционирование экономической службы не оправдывают себя. Что делать?
Здесь мы не будем рассматривать вариант, когда сотрудникам бухгалтерии из-за большого объема первичных документов или выполнения каких-то дополнительных служебных обязанностей просто не хватает рабочего времени и они не успевают. В этом случае замена на более квалифицированный персонал или расширение штата решает эту проблему (заметим, тоже не без финансовых вложений и удорожания стоимости содержания экономической службы). Речь идет о ситуации, когда численности и квалификации сотрудников хватает, но что-то все равно не так, как хотело бы видеть руководство.
Вот тут и приходит на помощь автоматизация учета. Заметим, одну простую мысль: бухгалтер не видит ошибок в имеющейся системе учета, иначе он бы просто исправил их (конечно, речь идет о добросовестном бухгалтере). А раз так, то поводом для исправления методики учета может служить либо первоначальная автоматизация учета, либо переход на новую программу. Именно вложив деньги на этом этапе в правильное внедрение программного продукта руководство предприятия добивается того, что оставшиеся деньги на содержание экономической службы тоже будут затрачены по назначению. Если так, то руководству, как говорится, важно знать, какова цена вопроса?
Здесь опять придется прибегнуть к гипотетическому расчету на основе вышеописанной организации, имеющей в штате бухгалтерии пять сотрудников. На сегодняшний день стоимость поставки 1С:Бухгалтерия 8 составляет 21 600 рублей. Наш 12-летний опыт на рынке внедрения программных продуктов фирмы 1С показывает, что в среднем общая стоимость внедрения типового программного продукта без доработки составляет 3-4 стоимости самого программного продукта, т.е. в данном случае порядка 75 000 – 80 000 тысяч рублей (внедрение считается завершенным, если организация вызывает специалистов сопровождающей фирмы не чаще одного раза в квартал в период составления регламентированной отчетности или в случаях существенного изменения методики ведения учета). Это и есть цена вопроса автоматизации для нашего примера.
По апробированной на сотнях предприятий Южного федерального округа и сопровожденной многочисленными положительными отзывами методологии внедрения программных продуктов на платформе 1С:Предприятие 8, включающей кроме приобретения самого программного продукта разработку методики ведения учета, обучение пользователей, текущее консультирование, можно достичь гарантированного результата правильной постановки и ведения учета на предприятии.
Если для вышеупомянутого гипотетического предприятия руководство предприятия пугают суммы в 21 600 рублей стоимости программного продукта, несколько десятков тысяч рублей за разработку методики, обучение, консультирование и возможную доработку программы, то почему его не пугают 780 000 рублей в год, затраченных на содержание экономической службы, но до конца не выполнившей своих функций? Интересный вопрос, требующий осмысления.
Подводя итоги, следует отметить следующее. Если автоматизацию учета рассматривать в отрыве от действительности, как дань моде или прихоть бухгалтеров и экономистов, то, с точки зрения руководства предприятия, затраты на эти цели кажутся сомнительными. Однако если этот вопрос рассмотреть с позиции бизнеса, выполнения бизнес-функций, окупаемости затрат, то преимущества автоматизации учета становятся очевидными не только с точки зрения пользователей, но и сточки зрения руководства предприятия. Единственное, что надо учесть, чтобы автоматизация была произведена полностью, доведена до логического конца. Чтобы полученная функциональность экономической службы в результате автоматизации соответствовала требованиям руководства, иначе деньги, потраченные на автоматизацию, можно считать потраченными впустую.